Об Ассоциации Руководство Ассоциации Члены Ассоциации Программы Объекты Контакты

17 июня 2009 года в г. Пенза работал круглый стол, организованный Правительством Пензенской области. Участники круглого стола обменялись мнениями по рекомендациям круглого стола Государственной Думы РФ и материалам 2 съезда руководителей предприятий производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе, принципы создания саморегулируемых организаций, информация о перспективных и энергосберегающих технологиях.

В работе круглого стола принял участие и выступил с докладом Президент Ассоциации.

Тезисы выступления 17.06.2009 г.

Докладчик Батдалов Ю.Р.

г. Пенза

Уважаемые коллеги!

Решение о создании нашей Ассоциации было принято в 2001 году по инициативе руководителей заводов, производящих ЖБИ, расположенных в нефтяных районах Республики Татарстан, позднее выразили пожелание присоединиться  некоторые заводы, расположенные на территории республик Башкортостан, Мари Эл, Чувашия, а также Ульяновской области. После прошлого съезда количество членов Ассоциации расширилось предприятиями Мордовии и Самарской области. В результате такого расширения, членами Ассоциации являются предприятия  более половины субъектов Приволжского  федерального округа.

Ассоциация организовывает семинары, круглые столы на злободневные темы с участием специалистов зарубежных (Финляндии, Австрии, Дании, Германии и т.д.) и отечественных фирм, а также организовываются поездки специалистов на выставки, передовые лаборатории, в институты для изучения достижений в области производства ЖБИ, на заводы ЖБИ других регионов для обмена опытом, организовывает  работы по решению проблем технологической оснащенности предприятий и снижения себестоимости, ресурсо- и энергосбережения, внедрения новых технологических решений, новых видов сырья и материалов, содействия развитию международного сотрудничества и расширению международных связей членов Ассоциации, освоения новых видов изделий и конструкций, защищает интересы производителей ЖБИ во властных структурах и многое другое.

Как вы знаете, мы организовали работу двух съездов директоров предприятий. Издали небольшую книгу (образец) с материалами первого съезда. Планируем издать материалы и второго съезда.

В помощь заводским специалистами организовали издание книги профессора Изотова В.С. по контролю качества бетонов (образец).  Примечательно, оказывается  книга позволяет экономить средства, если соответствующим образом организовать ее изучение (Пример Монолитстроя).

По инициативе нашей Ассоциации  в  Государственной Думе прошли парламентские слушания (“круглый стол”) на тему “Законодательное обеспечение технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов”. С рекомендациями круглого стола, наверное, большинство уже знакомы.

Причиной появления такой инициативы послужило то, что большинство заводов ЖБИ создавались в 60–70-е годы прошлого столетия,  износ оборудования на некоторых заводах достигает 85%, оно морально и физически устаревшее. Работа на таком оборудовании просто опасно для работающего персонала. На заводах ЖБИ очень низок уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что соответственно делает труд в цехах малопривлекательным и низкооплачиваемым, а существующие системы дозирования сырья не гарантирует получение качественной продукции.

Изучение строительного рынка  показывает: в технически развитых странах на стройплощадках интенсивно используются современные строительные материалы. В нарастающих объемах производятся ресурсо- и энергосберегающие, самоуплотняющиеся, высокопрочные бетоны, близкие по прочности к прочности стали. Внедряются нанотехнологии улучшения эксплуатационных свойств изделий. В то же время в отечественных проектах зданий и сооружений предусматривается применение изделий и конструкций из бетонов средних марок, на выпуск которых сориентирована отечественная отрасль бетона и железобетона.

На базе такой технологической оснащенности предприятий стройиндустрии очень сложно осуществлять современные проектные решения по строительству жилья, строить комфортное жилье. Только несколько заводов  в субъектах Приволжского федерального округа частично оснащены относительно современным оборудованием, которое позволяет выпускать современную, высококачественную продукцию, создавать безопасные и комфортные условия  труда.

Техническое перевооружение наших заводов — это не только в будущем качественная продукция заводов ЖБИ, безопасные и комфортные условия труда, но дополнительные заказы для других отраслей экономики, будут созданы новые рабочие места, бюджеты получат налоговые поступления. Чтобы представить масштабы этих заказов рассмотрим только одну позицию. Для замены мостовых кранов (только мостовых кранов) на заводах ЖБИ Приволжского федерального округа, крановые заводы страны должны поставить продукцию стоимостью более 60 млрд. рублей, бюджеты должны получить дополнительные налоговые отчисления, только НДС более 9-ти млрд. рублей.

Для технического перевооружения всех заводов ЖБИ  по стране, по нашим расчетам, необходимо изготовить  и поставить оборудование общей стоимостью более пяти  триллионов рублей — это только заводы ЖБИ.

Для решения этого вопроса необходимы очень солидные финансовые ресурсы, значит, стране нужна заинтересованно работающая кредитная система.

Если мы принимаем деятельность коммерческих  банков как кровеносную  систему экономики страны, то придется констатировать: сегодня наша экономика больна варикозным расширением вен.

Как Вы помните, эту болезнь лечат двумя способами: профилактическим и хирургическим, т.е. вырезают атрофированные участки вены и вшивают здоровую.

Вот и мы в экономике каждые 9–10 лет лечим  финансовые кризисы, вырезаем омертвевшие банки и создаем новые, потом история повторяется.

Необходимо выработать механизмы профилактики болезней банковской деятельности. На сегодня банковская система — это каста, которая сама себя лечит, а калечит всех.

Проблем в нашей экономике много. Хочу обратить Ваше внимание на два высказывания.

Выступая в Государственной Думе РФ,  Председатель Правительства Путин В.В.  сказал, что власть не будет помогать собственникам, а будет поддерживать только  коллективы предприятий.

На совещании, посвященном инновационному развитию экономики, Президент РФ Медведев Д.А. сказал, что бизнес должен психологически перестроиться в своем развитии.

Мне кажется, бизнес-собщество пропустило эти высказывания мимо ушей, между тем нужно отметить: это серьезный сигнал.

Известны три варианта развития собственников:

Бизнес обязан сам выбрать необходимый ему вариант развития и сам обеспечивать это развитие.

Здесь, конечно, есть спорный момент, рейдерский захват — это тоже потеря собственности.

Будем считать, речь шла о законных вариантах развития.

Анализируя высказывания Председателя Правительства РФ и Президента РФ получаем три  постулата:

  1. Власть не должна делать ничего для собственников предприятий и не будет делать. Это трудно принять, но истина такова. Тот, кто становится собственником любого предприятия, должен этот постулат принять как руководящий принцип.
  2. Власть должна обеспечивать повышение благосостояния населения страны. Отсюда вытекает, что власть обязана делать все возможное, для увеличения производства материальных благ, для развития предприятий реального сектора экономики.
  3. Собственники предприятий реального сектора экономики (сферы материального производства) обязаны доказывать власти, что именно развитие данного предприятия, как раз и будет выполнять задачу повышения благосостояния населения.

Убедить власть, что наши предприятия работают во благо общества, и наши проблемы необходимо решать на всех уровнях власти, мы сможем только объединившись и изжив собственные недостатки, если научимся хотя бы друг другу говорить открыто и честно о всех недостатках.  Именно для устранения такого негатива во всем мире представители бизнеса объединяются в корпоративные союзы (ассоциации).

Нам необходимо наладить частно-государственное партнерство — эти слова произносятся у нас часто, но дело двигается плохо.

Все время существования Ассоциации я жду, что на трибуну выйдет глава города (республики, области) и скажет: &ldquot;Бизнес должен сделать для города (республики, области)  то-то и то-то, а ответный шаг города (республики, области)  будет содержать следующее”. Как правило говорится только первая половина.

Конечно, все беды  валить на власть будет не совсем корректно.

Даже появилась поговорка: “Точность — вежливость королей, а верность данному слову — вежливость российских директоров”.

В 2003 году собрание директоров заводов ЖБИ Республики Татарстан поставило перед властями вопрос о разработке прогнозного плана развития отрасли. Такая программа (план)  разработана. Специалисты заводов нашей Ассоциации принимали активное участие в работе над проектом программы. К сожалению, в других субъектах  Приволжского  ФО такая работа только планируется.

Посмотрим на конкретных примерах, что из этого получается.

В городе Набережные Челны на четырех заводах cмонтированы линии безопалубочного формования пустотных плит.

Итог такой работы &mash; почти пятикратное превышение производственных возможностей над прогнозным спросом. Сейчас звучат голоса “Пусть власть решает, кто должен  поставлять плиты! А некоторые линии нужно демонтировать”. Чиновники-то решат, но кто то все равно останется  не у дел, потерпит убытки.

Есть вторая сторона этой медали, я имею в виду процессы обновления продукции, оборудования.

Наши заводы в последнее время покупают импортное оборудование, которое позволяет выпускать высококачественную продукцию. Оборудование, созданное по европейским стандартам и должно выпускать продукцию в соответствии с европейскими стандартами. Наши проекты разрабатываются по российским нормативным документам, значит, продукция, изготовленная с отклонением от российских стандартов в проектах не может быть  использована. Конечно, на практике бывают исключения, но лучше их не допускать.

Необходимо наладить работу по разработке  новых нормативных документов, этот вопрос мы обязаны ставить перед властью и добиваться принятия решений.

Большинство  руководителей и собственников предприятий даже не задумывается, как некрасиво примеривать на себя эту поговорку.

Только в живом и саморазвивающемся обществе можно избавится от такого явления, как бы пафосно ни звучали эти слова.

Социологи говорят, что общество  становится саморазвивающимся, если не менее одной трети общества способно анализировать ситуацию и  принимать самостоятельно решения, а устойчивым и стабильным общество становится, если не менее 60-65% его членов удовлетворено своим материальным положением.

Самыми заинтересованными в достижении этих показателей в обществе должны стать собственники предприятий — это в их интересах.

А как мы живем сегодня, посмотрим на конкретных примерах.

Готовится круглый стол в Государственной Думе РФ на тему “Законодательное обеспечение технического перевооружения предприятий  промышленности строительных материалов”, простыми словами, вопрос о налоговых льготах и господдержке. Мы добились того, что в парламенте страны готовы нас выслушать и выработать меры помощи, закрепить эти положения в федеральных законах.

Что же в ответ?

Я вынужден ездить по заводам и уговаривать руководителей-собственников: “Господа! Я готов защищать Ваши интересы в парламенте, добиваться налоговых льгот, скажите, что вам нужно? Скажите, чем вам помочь?”

Но главное, руководители,  похоже, просто не понимают, как с таким авторитетом можно будет договариваться с деловыми партнерами своего предприятия.

Важность вопроса в том, пока каждый из нас не выработает в себе соответствующий общественным интересам критерий оценки поступков и не будет отстаивать свою позицию честно, открыто глядя в глаза, мы будем топтаться на месте.

Заканчивая этот раздел, получаем выводы:

Очень часто слышим, что из кризиса мы должны выйти обновленные и сильные. Для этого нам нужно решить следующие вопросы:

С целью ускорения процесса обновления оборудования, освоения новых технологий необходимо выработать механизмы кнута и пряника. Пряник — это различные налоговые льготы, субсидии, механизмы финансовой поддержки со стороны государства предприятий, а кнут — прогрессивные налоги на имущество.

Первое: С целью стимулирования процесса обновления технологий и оборудования необходимо установить систему  возрастания налога на имущество (именно на оборудование) в разы по прогрессии, параллельно износу оборудования и старения технологий: через пять лет ставка должна удвоиться, через десять лет — увеличиться в четыре раза, через пятнадцать — увеличиться в восемь раз и т.д.

Второе: Уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль для предприятий стройиндустрии на сумму средств, направленных на техническое перевооружение предприятия.

Третье: Так как предприятия отрасли являются субъектами среднего бизнеса предлагается в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса законодательно (в бюджетном кодексе) установить следующее положение: “На содержание аппарата главы администрации района (города, региона)  может быть израсходовано средств (включает все: зарплата содержание зданий, машины, и т.д.) в размере 0,1% от стоимости произведенной и реализованной продукции субъектами малого и среднего бизнеса, расположенными на данной территории.” Эта мера будет способствовать уменьшению административного давления на бизнес и демонополизации рынка.

Предлагается: С целью обеспечения инновационного развития экономики внести следующее изменение в налоговый кодекс: “Прибыль, полученная в результате внедрения патентованной технологии не должна облагаться налогом на прибыль в срок 5 лет со дня регистрации патента”.

Предложенная норма позволит нашим заводам ускорить внедрение в производство последних достижений науки, значит, общество получит современную высококачественную продукцию, а ученые-изобретатели  займутся своим любимым делом, будут работать над совершенствованием технологий, оборудования, им не нужно будет ходить с протянутой рукой за различными зарубежными грантами.

Пакет вышеперечисленных предложений будет способствовать обновлению оборудования и технологий на заводах отрасли строительных материалов.

Давайте скажем  себе правду: если завтра власти предоставят все вышеперечисленные льготы, немногие заводы создадут современное автоматизированное производство.

>Когда говорим об инновационном развитии экономики, мы психологически и на законодательном уровне не готовы к учету главной компоненты этого процесса — это цена умственного труда. Нам необходимо психологически принять и законодательно закрепить, что это колоссальный труд и выработать критерии его оценки, а также механизмы оплаты этого труда.

На сегодня на заводах  слабо поставлена работа по изучению достижений науки и техники, практически не достаточно изучаются передовые технологические приемы и новые материалы, специалисты даже не слышали о  энергоэффективных газотурбинных и газопоршневых установках.

Я с собой взял диски с подробным описанием установок когенерации чешского производства, кто хочет, может ознакомиться.

О работе наших банков я уже говорил. Добавлю только один штрих.

Существующая система процентных ставок по кредитам российских коммерческих банков увеличивает срок окупаемости проектов от 1,9 до 2,4 раза.

Значит любая экономическая деятельность становится нерентабельной, за исключением бандитизма и торговли наркотиками или будет продолжаться скрытая форма высокой инфляции.

О саморегулировании.  В регионах проведено очень много мероприятий, сказано и написано очень и очень много. Я хочу обратить Ваше внимание на одно обстоятельство (подводные камни), которое может привести к коллапсу в строительной отрасли.

Пункт 3.2 статьи 3 и пункт 2 статьи 4 федерального закона N 315-ФЗ от 01.12.2007 “О саморегулируемых организациях” устанавливают, что СРО должны иметь свои стандарты и правила деятельности. А пункт 3 статьи 4 закона говорит, что стандарты и правила, регламентирующие деятельность СРО, обязаны соответствовать федеральным законам.

В стране действует закон о техническом регулировании, который предусматривает создание федеральных законов о технических регламентах, для строительного комплекса их должно быть 47, сегодня два проекта в Государственной Думе.

Маленькая информация для размышлений:

  1. Создание технических регламентов в 2005 году оценивалось от 15 до 28 млн. рублей. Значит затраты СРО на создание нормативной документации (стандарты, правила и т.д.) будут значительными.
  2. Как будет регистрировать Минюст документы СРО (стандарты, правила и т.д.), если федеральные законы не существуют?
  3. Пожалуй самое главное — любая структура (ЧП, ИП, ООО и т.д.), недовольная решением СРО, может обратиться в суд с иском о незаконности деятельности саморегулируемой организации.
  4. А далее: “закон суров, но он закон!”.

Ко всем новостям