Об Ассоциации Руководство Ассоциации Члены Ассоциации Программы Объекты Контакты

27–28 апреля 2009 года в санатории “Санта” в г. Казань работал 2 съезд руководителей предприятий-производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе.

В конференц-зале санатория, расположенного на живописном берегу Волги, собрались директора заводов ЖБИ, чтобы обсудить наболевшие вопросы жизнедеятельности предприятий:

и некоторые другие.

По результатам работы была принята резолюция съезда.

РЕЗОЛЮЦИЯ
2 Съезда руководителей предприятий производства бетона и железобетона

г. Казань, 27–28 апреля 2009 г.

2 Съезд руководителей предприятий-производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе, организован Волго-Камской Региональной Ассоциации производителей бетона и железобетона во исполнение решений 1 Съезда.

Съезд посвящен рассмотрению состояния, проблем и перспективных направлений развития предприятий отрасли, негативного влияния мирового финансового кризиса на развитие предприятий.

Обозначенная цель Съезда: определить болевые точки, возникающие при развитии предприятий отрасли, и выработать предложения бизнес-сообществу, органам законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

В работе Съезда приняли участие директора, главные инженеры предприятий по производству бетона и железобетона из республик Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Мордовия; Нижегородской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской и Пензенской областей, Пермского края, а также города Санкт-Петербург, Чешской республики и Финляндии; ученые - научные работники научно-исследовательских институтов и Казанского государственного архитектурно-строительного университета, издательских домов “Композит”, “Современные строительные конструкции” и журналов “Строительная Орбита”, “Монолитное домостроение”, а также представители других СМИ.

На Съезде были заслушаны и обсуждены доклады по общим вопросам состояния, проблем и перспектив развития предприятий отрасли, ситуации на рынке строительных материалов, по вопросам саморегулирования и лицензирования, о влиянии мирового финансового кризиса и кредитных предложениях коммерческих банков европейских стран, о качестве продукции и сертификате Ассоциации, о выполнении решений предыдущего съезда.

По итогам работы участники Съезда отметили:

  1. За прошедший год организаторы Съезда провели большую работу по выполнению мер, предложенных участниками предыдущего съезда.

    По результатам работы съезда была издана книга “Материалы первого съезда руководителей предприятий-производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе”. В книге помещены все доклады, прозвучавшие на съезде, резолюция съезда и фотоматериал.

    В рамках выполнения решения Съезда книга была направлена главам всех субъектов РФ Приволжского федерального округа, в аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, региональным министрам, курирующим строительный комплекс, руководству и депутатам Государственной Думы РФ (практически всем членам комитета по строительству и земельным отношениям); руководству Правительства РФ и профильным министрам РФ, руководителям предприятий отрасли, а также редакциям отраслевых журналов.

    Материалы первого Съезда руководителей предприятий-производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе стали основой для проведения круглого стола в Государственной Думе РФ на тему “Законодательное обеспечение технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов”, который выработал рекомендации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления.

    В рекомендациях “круглого стола” отражены предложения, высказанные участниками первого Съезда руководителей предприятий-производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе и руководителями предприятий в ходе специально проведенного опроса при подготовке “круглого стола”.

  2. Деятельность предприятий отрасли производства бетона и железобетона в прошедшем году проходила под жесточайшим прессингом финансового кризиса.

    Из-за нарастания кризисных явлений в четвертом квартале 2008 года объемы производства на отдельных заводах снизились по сравнению с 2007 годом на 2–4%.

    В январе–феврале 2009 года резко усилился спад производства строительных материалов по сравнению с январем–февралем 2008 года произведено изделий из бетона 58,5%. На современном этапе степень износа основных фондов в отрасли достигает 54%, причем ежегодное выбытие их составляет около 2%, а ввод в действие новых — около 1%, что приводит к постоянному сокращению производственных возможностей.

    Для многих запланированных инвестиционных проектов не удается привлечь необходимые финансовые ресурсы. Следствием мирового финансового кризиса стало сокращение кредитования большого количества инвестиционных проектов реконструкции, технического перевооружения и развития предприятий.

А. Об общих закономерностях развития предприятий отрасли и принципах взаимодействия с властью.

Участники съезда считают, что:

Б. О мировом финансовом кризисе.

Участники съезда считают, что Президент Российской Федерации Д.А. Медведев правильно определил главную причину мирового финансового кризиса — это экономический эгоизм некоторых субъектов рынка.

Вследствие негативного влияния мирового финансового кризиса по причине отсутствия доступных кредитных ресурсов резко упал спрос на продукцию заводов и строительного комплекса в целом, большое количество строек практически остановлены, следствием этого стало ухудшение финансового положения предприятий. Многие предприятия перешли на сокращенную рабочую неделю или рабочий день, вынуждены сокращать персонал.

Участники съезда считают, что для преодоления последствий кризиса необходимо осуществить пакет мер направленных на повышение спроса, стимулирование стремления населения к повышению уровня благосостояния.

Участники съезда с сожалением отмечают, что меры, предпринимаемые властями для сохранения рабочих мест фактически позволяют стабилизировать только количественные показатели, при этом качество жизни падает, а без увеличения покупательной способности населения стабилизировать строительный рынок невозможно.

Вызывает озабоченность тот факт, что многие субъекты рынка, ссылаясь на мировой финансовый кризис, снизили требования к технологической дисциплине на производстве, контролю качества сырья и материалов.

В. Вопросы саморегулирования и лицензирования.

Действующим законодательством деятельность по изготовлению изделий из бетона и железобетона не подлежит лицензированию, соответственно вступление заводов ЖБИ в саморегулируемые организации не является обязательным. Вместе с тем участники съезда отмечают, что создание СРО будет серьезно влиять на деятельность заводов.

Для обеспечения полноценной деятельности СРО Федеральный Закон N 315-ФЗ от 01.12.2007 предусматривает создание нормативных документов (стандарты, регламенты, сертификаты и т.д.) организации, выполнение этой работы потребует довольно больших финансовых, временных и интеллектуальных ресурсов, для разработки таких документов в настоящее время отсутствуют базовые федеральные законы о технических регламентах в области строительства.

К сожалению при организации работ по созданию СРО в регионах доминируют два принципа:

Участники съезда выражают озабоченность принципами развернувшейся в регионах кампании по созданию СРО, некоторые предлагаемые принципы могут спровоцировать расчленение общегосударственного строительного рынка на региональные лоскутки.

Г. Проблема подготовки и повышения квалификации инженерных и рабочих кадров.

В истории России (Советского Союза) экономические прорывы (реформы Петра, индустриализация страны, освоение космоса) всегда совпадали с периодами успехов в области образования, в подготовке специалистов, развития науки и тесного сотрудничества вузовской науки и производства.

Ослабление сотрудничества учреждений образования и производственных коллективов всегда приводило к снижению динамики развития промышленности.

Участники Съезда считают, что отрыв вузовской науки и учебного процесса от производства наносит серьезный вред процессу подготовки специалистов. В последние годы на процесс обучения специалистов не может влиять основной потребитель продукции вузов — производственник, он же налогоплательщик.

В большинстве вузов исследовательская инфраструктура и приборно-аппаратурная база подготовки инженерных кадров не соответствует современным требованиям и находится на уровне полувековой и более давности, существуют серьезные недоработки в вопросах взаимодействия вузов и производства. Институты повышения квалификации специалистов не оправдывают возложенные на них надежды.

Участники Съезда констатируют, что на предприятиях отрасли плохо организована работа по формированию кадрового резерва.

Руководители (собственники) предприятий, как правило, статьей первоочередной экономии считают затраты на подготовку и переподготовку специалистов.

Участники съезда согласны с утверждением Президента Волго-Камской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона, что потери предприятий в результате принятия специалистами ошибочных или слабо просчитанных решений очень значительны, они как правило, на несколько порядков больше средств, сэкономленных на обучении кадров. Ошибочные решения принимаются из-за отсутствия достаточной информации и глубоких современных знаний.

Д. Проблемы безудержного роста тарифов на энергоресурсы, воду, железнодорожные перевозки сырья и решения вопросов энерго- и водоснабжения.

Продолжается рост тарифов естественных и локальных монополий. Например, в регионах ФО тарифы на коммунальные услуги в 2009 году выросли на 35–55%. Правительством не выработан эффективный механизм регулирования тарифов на услуги естественных и локальных монополистов, обеспечивающих сбалансированное развитие всех отраслей экономики.

Предприятия энерго- и водоснабжения, дорожных сетей продолжают требовать от предприятий отрасли полного финансирования строительства инженерных сетей, насосных станций, электроподстанций, хотя от их эксплуатации в дальнейшем получают прибыль. При получении техусловий для нового строительства, реконструкции или техперевооружения предприятия вынуждены перечислять солидные денежные средства в фонд развития монополиста, при этом монополисты доказывают в тарифной комиссии, что в тарифах должна быть инвестиционная составляющая.

Е. Проблема инновационного развития отрасли.

Образовательный, научный и производственный комплекс отрасли не обеспечивает ее необходимого инновационного развития. Недостаточно развиты базы научных исследований и опытно-промышленных испытаний перспективных разработок и производства исследовательского и испытательного оборудования и приборов.

Технологическое и вспомогательное оборудование на большинстве заводов создавалось в 60–70-е годы прошлого столетия, оно морально и физически устаревшее, износ оборудования на некоторых заводах ЖБИ достигает 85%. Работа на таком оборудовании просто опасно для работающего персонала. На заводах ЖБИ очень низок уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что соответственно делает труд на заводах малопривлекательным и низкооплачиваемым, а существующие системы дозирования сырья не гарантирует получение качественной продукции.

Для многих запланированных инвестиционных проектов не удается привлечь необходимые финансовые ресурсы. Следствием мирового финансового кризиса стало сокращение кредитования большого количества инвестиционных проектов реконструкции и технического перевооружения предприятий.

Необходимо отметить при действующей системе процентных ставок по кредитам коммерческих банков России срок окупаемости инвестиционных проектов увеличивается в 1,9-2,4 раза.

В других технически развитых странах во все нарастающих объемах производятся ресурсо- и энергосберегающие самоуплотняющиеся, высокопрочные бетоны, близкие по прочности к прочности стали. Внедряются нанотехнологии улучшения эксплуатационных свойств изделий. В отечественных проектах зданий и сооружений предусматривается применение изделий и конструкций из бетонов средних марок, на выпуск которых сориентирована отечественная отрасль бетона и железобетона. Недостаточен уровень отечественных разработок и производства металлосберегающих фибробетонов, производство и применение которых в ряде других стран динамично развивается.

Не ведется достаточная подготовка инженерных кадров по разработке современной и опережающей современный уровень технологического оборудования и техники для отрасли, что обрекает предприятия на дорогостоящий импорт их из других стран.

Не ведется достаточная подготовка по разработке, внедрению и эксплуатации компьютеризованных систем в технологии производства бетона и железобетона, получивших эффективное применение в других технически развитых странах с обеспечением резкого повышения производительности труда, качества продукции и экономии сырьевых и энергетических затрат.

Не разработаны нормативные документы по стимулированию разработок и освоения производства наукоемкой высококачественной продукции, повышению производительности труда, снижению ресурсо- и энергосбережению, рационального использования местного сырья и отходов промышленности, в отрасли производства бетона и железобетона.

Участники Съезда приняли следующее решение:

  1. Просить Правительство Российской Федерации
    1. Разработать Государственную программу инновационного развития отрасли Промышленность строительных материалов, в которой предусмотреть решение проблем, перечисленных в констатирующей части настоящей резолюции на основе частно-государственного партнерства.
    2. Для обеспечения разработки и контроля выполнения программы создать в составе Правительства РФ &ldquot;Агентство промышленности строительных материалов”.
  2. Дать высокую оценку работе организаторов Съезда по осуществлению решений 1 Съезда руководителей предприятий-производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе.
  3. Призвать руководителей (собственников) предприятий принимать активное участие в организации работ по изучению общих закономерностей развития предприятий, негативных процессов и путей их преодоления, используя для этих целей материальные, финансовые и интеллектуальные возможности предприятий.
  4. Поддержать рекомендации, выработанные круглым столом в Государственной Думе РФ “Законодательное обеспечение технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов”. Положительно оценить работу делегации Волго-Камской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона в процессе подготовки “круглого стола” и во время дискуссий в Государственной Думе РФ.
  5. Участники съезда призывают:
    1. Руководителей и собственников предприятий активизировать участие в организации работ по защите корпоративных интересов, как наиболее заинтересованных в динамичном и стабильном развитии заводов производителей бетона и железобетона;
    2. Учитывая особую значимость кадрового потенциала предприятий в условиях мирового финансового кризиса подготовить программы подготовки и переподготовки специалистов с учетом специфики предприятий производителей ЖБИ;
    3. Организовать семинары-презентации последних изданий технической литературы в области производства ЖБИ для специалистов предприятий-участников съезда.
    4. С целью ускорения процесса исполнения рекомендаций круглого стола и комитета Государственной Думы предложить руководству Волго-Камской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона выработать и согласовать с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, направленные на выполнение этих рекомендаций.
  6. Для обеспечения инновационного развития предприятий, как единственно надежного способа преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса просит руководство Волго-Камской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона организовать работу обучающих семинаров для специалистов заводов о достижениях науки и техники по разделам:
    1. энергоэффективность производства ЖБИ;
    2. экономия цемента и других сырьевых материалов;
    3. влияние технических решений при формировании базы налоговых и других обязательных платежей предприятий.
  7. Руководству Волго-Камской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона, как инициатору проведения круглого стола в Государственной Думе РФ, активизировать работу по реализации рекомендаций круглого стола и добиться создания научно-исследовательского института для строительной индустрии при одном из университетов строительного профиля Приволжского ФО.
  8. Участники Съезда считают: налоговая система страны кроме фискальной роли, должна выполнять, роль механизма государственного регулирования экономикой и предлагают внести в нее следующие изменения:
    1. В целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса законодательно (в бюджетном кодексе) предусмотреть следующее положение: “На содержание аппарата главы администрации района (города, региона) может быть израсходовано средств (включает все: зарплата содержание зданий, машины, и т.д.) в размере 0,1% от стоимости произведенной и реализованной продукции субъектами малого и среднего бизнеса, расположенными на данной территории. За нарушение этого показателя глава администрации несет персональную ответственность, вплоть до уголовной”.
    2. Для ускорения процесса обновления оборудования, освоения новых технологий необходимо выработать механизмы финансовой поддержки (беспроцентные кредиты, субсидии и т.д.) со стороны государства предприятий осуществляющих проекты технического перевооружения.
    3. Внедрить механизм регулирования тарифов предприятий монополистов, жестко привязанный к коэффициенту инфляции в стране. Тарифы монополистов должны расти только на величину ежегодной инфляции, а средства, превышающие этот показатель, должны изыматься в бюджет как сверхдоходы. Эта мера поможет сбалансировано развиваться всем отраслям экономики и будет способствовать демонополизации рынка.
    4. С целью обеспечения инновационного развития экономики внести следующее изменение в налоговый кодекс: “Прибыль, полученная в результате внедрения патентованной технологии не облагается налогом на прибыль в срок 5 лет со дня регистрации патента”.
  9. Учитывая особую значимость вопроса обеспечения жильем населения, предложить Правительствам субъектов федерации Приволжского ФО:
    1. Разработать программу строительства жилых домов для социального найма (так называемых доходных домов);
    2. Разработать совместно с заинтересованными корпоративными союзами механизмы частно-государственного партнерства в организации строительства жилья “социального найма”;
    3. Совместно с Волго-Камской региональной ассоциацией производителей бетона и железобетона (Организатор съезда) и другими заинтересованными корпоративными союзами выработать предложения федеральным органам власти по организации строительства жилья “социального найма”.
  10. Предложить руководству Волго-Камской Региональной Ассоциации производителей бетона и железобетона организовать в январе–феврале 2010 года работу следующего съезда, как площадки для дискуссии по проблемам отрасли и выработки согласованной позиции. В дни работы Съезда организовать работу специализированной выставки изобретений и достижений науки “Все для бетона”.
  11. Участники Съезда призывают руководителей предприятий отрасли принимать активное участие в подготовке работы очередного съезда, его программы и итоговых документов.
  12. Направить настоящую резолюцию в Правительство, Государственную Думу и Совет Федерации, руководству республик и областей Приволжского федерального округа Российской Федерации и в редакции средств массовой информации.

Координатор Съезда, Президент Волго-Камской региональной Ассоциации производителей бетона и железобетона Ю.Р. Батдалов.

Ко всем новостям