Об Ассоциации Руководство Ассоциации Члены Ассоциации Программы Объекты Контакты

17 марта 2009 года в комитете Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям работал круглый стол на тему “Законодательное обеспечение технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов”. Работа круглого стола была организована по инициативе Волго-Камской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона. В работе круглого стола приняла участие большая группа руководителей предприятий, с докладом выступил Президент Ассоциации. По результатам работы круглого стола были приняты рекомендации, с материалами круглого стола можно ознакомиться на сайте Государственной Думы РФ.

Тезисы выступления на круглом столе 17.03.2009 г. в Государственной Думе РФ

Докладчик: Батдалов Ю.Р.

Уважаемые коллеги!

Наша встреча проходит в сложный период мирового финансового кризиса, который тяжелым катком прокатывается по предприятиям-товаропроизводителям. Из-за отсутствия средств не смогли приехать на данную встречу некоторые члены нашей делегации. Деньги небольшие — 10–15 тыс. рублей — но их нет. А законы нашей страны устанавливают парадоксальный порядок: товаропроизводитель должен выбить в банке кредит, произвести авансовые платежи монополистам, изготовить продукцию, отгрузить ее, заплатить налоги, далее ждать, когда ему заплатят за продукцию (в том числе и бюджеты), а проценты в это время тик-тик, тик-тик будут капать. Предоплату за свою продукцию и услуги реально могут получать только монополисты.

Наше первое предложение, вытекающее из мирового финансового кризиса: для предприятий промышленности строительных материалов изменить порядок оплаты НДС, налог должен оплачиваться с момента оплаты стоимости отгруженной продукции.

Изучение строительного рынка показывает: в технически развитых странах на стройплощадках интенсивно используются современные строительные материалы. В нарастающих объемах производятся ресурсо- и энергосберегающие, самоуплотняющиеся, высокопрочные бетоны, близкие по прочности к прочности стали. Внедряются нанотехнологии улучшения эксплуатационных свойств изделий. В то же время, в отечественных проектах зданий и сооружений предусматривается применение изделий и конструкций из бетонов средних марок, на выпуск которых сориентирована отечественная отрасль бетона и железобетона.

Причиной тому то, что большинство заводов ЖБИ создавались в 60–70-е годы прошлого столетия, износ оборудования на некоторых заводах достигает 85%, оно морально и физически устаревшее. Работать на таком оборудовании просто опасно для работающего персонала. На заводах ЖБИ очень низок уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что, соответственно, делает труд в цехах малопривлекательным и низкооплачиваемым, а существующие системы дозирования сырья не гарантируют получения качественной продукции.

На базе такой технологической оснащенности предприятий стройиндустрии очень сложно осуществлять современные проектные решения по строительству жилья, строить комфортное жилье. Только несколько заводов в субъектах Приволжского федерального округа частично оснащены относительно современным оборудованием, которое позволяет выпускать современную, высококачественную продукцию, создавать безопасные и комфортные условия труда.

В стране развита мощная химическая и нефтехимическая промышленность, а также химическая наука, в то же время высокоэффективные химические добавки в бетоны завозятся из-за рубежа.

Факторы, сдерживающие развитие отрасли, можно поделить на две группы: морально-психологические и финансово-технологические.

Морально-психологические факторы связаны с долгим и сложным процессом воспитания и становления собственников, развития их ментальности и интеллекта, патриотичностью и социальной ответственностью, их естественной селекцией. Законодательному регулированию эти процессы в сегодняшних условиях практически не поддаются.

Сегодня будем говорить о финансово-технологических факторах. Некоторые из этих факторов я постараюсь проиллюстрировать и представить предложения директорского корпуса по преодолению их негативного влияния.

Серьезным препятствием для развития предприятий промышленности строительных материалов является безудержный рост тарифов федеральных и региональных монополистов — это главная причина роста инфляции в стране. Пример: платежи за коммунальные услуги в 2009 году выросли на 35–60 %.

Предприятия энерго- и водоснабжения, дорожных сетей и др., пользуясь своим положением, добиваются за счет потребителей финансирования проектов развития своих предприятий, хотя для этого существуют различные рыночные инструменты (кредиты, облигации, доп. эмиссия акций и т.д.).

Осуществляется это в три приема:

Первый этап: для получения технических условий при строительстве нового объекта, реконструкции или технического перевооружения существующих мощностей, предприятия вынуждены перечислять солидные денежные средства в фонд развития монополиста.

Представьте ситуацию: директор завода ЖБИ собирает покупателей продукции завода и объявляет: “Мы развиваемся, на предприятии запланировано приобретение современной линии итальянской фирмы “Нордимпианти”, для финансирования этого процесса Вы обязаны перечислить на наш счет по 100 тыс. евро”.

Абсурд!!!! Вот и мы так думаем!

Далее:согласно техническим условиям строятся объекты для монополиста (инженерные сети, подстанции, насосные станции и др. коммуникации), эксплуатируя которые, он будет получать дополнительную прибыль.

И третий этап: монополист идет к чиновникам, доказывает в тарифной комиссии, что в тарифах должна быть инвестиционная составляющая, без этого жизнь остановится, и получает такие тарифы.

Для получения таких тарифов, возможно, используются конверты, льготные путевки и многое другое, можно просто очень грамотно выполнить расчеты-обоснования различных тарифов. Я хочу рассказать о собственном опыте, показать бумажную составляющую процесса получения необходимых расценок (тарифов).

До моей работы в Ассоциации, когда я занимался коммерческой деятельностью, наша фирма некоторое время выполняла работы по демонтажу старых труб. Если средняя сметная стоимость демонтажа одного км труб по нормам заказчика составляла от 75 до 110 тыс. рублей, мы же получали от 220 до 300 тыс. рублей. Конвертов я не носил, но уже после завершения работ в течение трех лет подсказывал специалистам заказчика, какую бумажку нужно написать и куда ее подшить, чтобы получилась выгодная смета.

Разумеется, такие грамотные сметы были убыточны для заказчика. Так и принятая у нас система откармливания грамотных монополистов губительна для всей экономики страны. В конечном итоге, она губительна и для монополистов, т.к. страну захлестывает эпидемия монополизации и недобросовестной конкуренции.

Предлагается:

Внедрить механизм регулирования тарифов предприятий-монополистов (федеральных и региональных), жестко привязанный к коэффициенту инфляции в стране. Тарифы монополистов должны расти только на величину ежегодной инфляции плюс 5 %, а средства, превышающие этот показатель, должны изыматься в бюджет, как сверхдоходы.

Внедрение такого механизма позволит обществу решить несколько вопросов:

Первое: решить задачу, которую В.В. Путин, еще будучи Президентом РФ, поставил несколько лет назад: создать механизм сбалансированного развития всех отраслей экономики страны.

Второе: одним из главных критериев оценки роста благосостояния населения в любой стране является коэффициент инфляции, значит, предложенный нами механизм регулирования тарифов монополистов, позволит синхронизировать развитие монополистов с ростом благосостояния населения.

Третье: предложенный механизм регулирования тарифов будет способствовать демонополизации рынка.

Четвертое: этот механизм позволит резко сократить коррупционную базу в экономике, т.к. любая процедура согласования расценок, тарифов, условий и т.д. — потенциально коррупционноемкий процесс. Значит, наше предложение будет способствовать улучшению имиджа страны.

Большим препятствием процессу технического перевооружения предприятий отрасли является так называемая универсальная система налогообложения. Она вообще вредна для экономики страны, она выгодна и удобна только чиновникам, считающим налоги. Мы считаем, что налоговая система страны, кроме фискальной роли, должна играть роль механизма государственного регулирования экономики.

Предлагается внести в налоговый кодекс следующие изменения:

С целью ускорения процесса обновления оборудования, освоения новых технологий необходимо выработать механизмы кнута и пряника. Пряник — это различные налоговые льготы, субсидии, механизмы финансовой поддержки предприятий со стороны государства, а кнут — прогрессивные налоги на имущество.

Первое: с целью стимулирования процесса обновления технологий и оборудования необходимо установить систему возрастания налога на имущество (именно на оборудование) в разы по прогрессии, параллельно износу оборудования и старения технологий: через пять лет ставка должна удвоится, через десять лет увеличиться в четыре раза, через пятнадцать увеличиться в восемь раз и т.д.

Второе: уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль для предприятий стройиндустрии на сумму средств, направленных на техническое перевооружение предприятия.

Третье: так как предприятия отрасли являются субъектами среднего бизнеса, предлагается, в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, законодательно (в бюджетном кодексе) установить следующее положение: на содержание аппарата главы администрации района (города, региона) может быть израсходовано средств (включает все: зарплата содержание зданий, машины, и т.д.) в размере 0,1 % от стоимости произведенной и реализованной продукции субъектами малого и среднего бизнеса, расположенными на данной территории. Эта мера будет способствовать уменьшению административного давления на бизнес и демонополизации рынка.

В настоящее время в стране не ведется достаточная подготовка по разработке, внедрению и эксплуатации компьютеризованных систем в технологии производства бетона и железобетона, получивших эффективное применение в других технически развитых странах с обеспечением резкого повышения производительности труда, качества продукции и экономии сырьевых и энергетических затрат.

Не разработаны нормативные документы по стимулированию разработок и освоения производства наукоемкой высококачественной продукции, повышению производительности труда, ресурсо- и энергосбережению, рационального использования местного и вторичного сырья, в отрасли производства бетона и железобетона.

Внедрение достижений науки в производство регулируется в ручном режиме, если предприятие попало в круг внимания первых лиц страны, там будут созданы необходимые условия — такая практика губительна для экономики страны.

Вот пример: портал Правительства Республики Удмуртия содержит сведения о 6624 предприятиях. Если ежедневно в поле зрения первых лиц страны будут попадать 5 предприятий из Республики, то за срок полномочий первых лиц очередь на внимание до всех предприятий не дойдет, значит кто то не получит поддержки в вопросах инновационного развития. Напрашивается вывод: необходимо создать механизм повышения заинтересованности к достижениям науки и техники со стороны всех субъектов рынка, в первую очередь со стороны собственников производственных предприятий.

Предлагается: С целью обеспечения инновационного развития экономики внести следующее изменение в налоговый кодекс: прибыль, полученная в результате внедрения патентованной технологии не должна облагаться налогом на прибыль в срок 5 лет со дня регистрации патента.

Предложенная норма позволит нашим заводам ускорить внедрение в производство последних достижений науки, значит, общество получит современную высококачественную продукцию, а ученые-изобретатели займутся своим любимым делом, будут работать над совершенствованием технологий, оборудования, им не нужно будет ходить с протянутой рукой за различными зарубежными грантами.

Пакет вышеперечисленных предложений будет способствовать обновлению оборудования и технологии, на заводах отрасли строительных материалов, а главная выгода для страны от предложенных мер — машиностроительные предприятия получат огромные дополнительные, стабильные заказы, будут созданы новые рабочие места, бюджеты получат налоговые поступления. Чтобы представить масштабы этих заказов, рассмотрим только одну позицию: для замены мостовых кранов (только мостовых кранов) на заводах ЖБИ Приволжского федерального округа, крановые заводы страны должны поставить продукцию стоимостью более 60 млрд. рублей и перечислить в бюджеты дополнительные налоговые отчисления, только НДС более 9-ти млрд. рублей.

Для технического перевооружения всех заводов ЖБИ по стране, по нашим расчетам, необходимо изготовить оборудование стоимостью более пяти триллионов рублей — это только заводы ЖБИ. Есть еще кирпичные, цементные заводы, где стоимость оборудования на порядок или даже на два порядка выше.

Для решения этого вопроса необходимы очень солидные финансовые ресурсы, значит, стране нужна заинтересованно работающая кредитная система.

Примерно полтора года назад встречался с руководством “Коммерц банка” из Праги. Они приехали в Казань искать потенциальных потребителей продукции чешских машиностроительных заводов. На мой вопрос: “Зачем это Вам нужно?” — прозвучал ответ “Банку выгодно кредитовать машиностроительные производства!”

Российские банки сегодня кредитуют предприятия реального сектора экономики под 30 и более процентов годовых и ещё за этими кредитами нужно очень упорно ходить, вокруг банкиров лезгинку плясать. Средства, переданные Правительством РФ (перечисленные товаропроизводителями в бюджет в виде налогов) с целью обеспечения ликвидности, коммерческие банки выделяют товаропроизводителям в виде кредитов под эффективный процент, превышающий 30% годовых. Это превышает коэффициент инфляции в стране почти на 20 %, аналогичный показатель европейских банков составляет 7–8% годовых, что превышает коэффициент инфляции в странах Европы всего на 3–4%.

В нашей стране тоже необходимо создать условия, когда банкам станет выгодно кредитовать реальный сектор экономики, будет выгодно развивать перспективные производственные мощности.

Система налогообложения и критерии оценки работы коммерческих банков должны дифференцированно учитывать объемы кредитования реального сектора экономики и социально значимых программ государства.

Для достижения этих целей предлагается:

Первое: установить ставку налога на прибыль, полученную коммерческими банками в результате валютных спекуляций, в размере 85%, а ставку налога на прибыль, полученную в результате кредитования технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов, в размере 5%.

Второе: установить, что государство (федеральный бюджет) возмещает 2/3 ставки рефинансирования ЦБ по кредитам, направленных на техническое перевооружение предприятий промышленности строительных материалов.

Третье: установить, что государство участвует с долей до 50% инвестиций направленных на техническое перевооружение предприятий промышленности строительных материалов, если техническое перевооружение осуществляется на основе современной (патентованной) технологии.

Четвертое: запретить коммерческим банкам использовать средства вкладов населения и государственные средства для фондовых и биржевых спекуляций без письменного согласия собственников средств.

Пятое: предоставить коммерческим банкам право участвовать в финансировании высокорентабельных проектов с участием в конечном доходе проекта.

Есть еще один серьезный вопрос, сдерживающий процесс технического перевооружения предприятий. Коротко вопрос формулируется так: кадры решают все!

Мы очень часто слышим: “У нас переизбыток экономистов и юристов”. Я бы это утверждение немного видоизменил: “У нас неоправданно много вручают дипломов юристов и экономистов, а специалистов-то не хватает”.

Существуют серьезные недоработки в вопросах взаимодействия ВУЗов и производства. Институты повышения квалификации специалистов не оправдывают возложенные на них надежды.

Серьезный вред процессу подготовки специалистов наносит отрыв вузовской науки и учебного процесса от производства. Как следствие, будущие специалисты не получают информации о современном состоянии производства, о новых типах оборудования, тенденциях развития технологий и организации производства, системы оплаты труда, техники безопасности, главное: о требованиях, предъявляемых на производстве к специалистам.

Сегодня руководство ВУЗов определяет, сколько и каких специалистов нужно обучить (определяет на глазок потребность заводов) и, соответственно, определяет финансирование этого процесса за счет бюджета. А будут эти специалисты соответствовать требованиям времени по своим качественным и количественным показателям — объективного критерия оценки на сегодня нет. В последние годы на процесс обучения специалистов не может влиять основной потребитель продукции ВУЗов, производственник, он же налогоплательщик. Представьте ситуацию: завод выпустил продукцию, которую не хотят покупать — хозяева завода максимум через месяц директора выгонят в шею, а у нас руководители ВУЗов раздают по 2 тысячи дипломов специалистам, которых никто не хочет принимать на работу и как будто так должно быть. Изобретены кластеры, коэффициенты и т.д., потрачены бюджетные деньги, а выпускники ВУЗов требованиям производства не соответствуют и никто не за что не отвечает.

В большинстве вузов исследовательская инфраструктура и приборно-аппаратурная база подготовки инженерных кадров не соответствует современным требованиям и находится на уровне полувековой и более давности.

Сомнительной является с позиции оценки качество подготовки специалистов широко распространенная практика ВУЗов, назначать ответственными за подготовку учебных лекционных курсов, ответственными за разработку методологии обучения (заведующими кафедрами) непрофильных специалистов.

На производстве при назначении любого специалиста (мастер, технолог, начальник смены и т.д.) на должность обязательным условием является образование и опыт работы на профильном производстве, а определяющим методологию и программу подготовки специалистов может быть назначен специалист, не имеющий профильных знаний, такова сложившаяся практика. Подобная практика не способствует подготовке квалифицированных специалистов для заводов, тем самым сдерживает развитие строительной отрасли, но ещё больший вред наносит самому ВУЗу, тормозит рост молодых ученых.

Серьезно мешают работе и развитию предприятий так называемые учебные центры при инспектирующих органах, фактически являющиеся механизмом пополнения доходов (получения приработка) руководителей подразделений инспектирующих органов, если предприятие не перечислит деньги учебному центру, его специалисты в инспектирующей организации аттестацию не пройдут. При этом нужно отметить: оплата учебы сварщика в учебном центре газовой инспекции не дает право на аттестацию этого сварщика в Госархстройнадзоре и т.д.

На первый взгляд, это мелочи — подумаешь, 4–6 тысяч рублей за так называемое обучение одного работника. Но сумма платежей в течение года за так называемое предаттестационное обучение всех работников предприятия в учебных центрах различных инспектирующих организаций составляет от 0,2 до 0,5% стоимости годового валового продукта предприятия.

Хочу высказать некоторые предложения:

Первое, что бесспорно: необходимы новые принципы оценки результатов работы ВУЗа, которые обязательно должны быть увязаны с финансированием деятельности. Можно предложить схему финансирования, которая жестко привязана к работе выпускников ВУЗа по специальности.

Второе: важным показателем должен стать отзыв производственников о результатах работы ВУЗа, о качестве преподавания лекционных курсов (по специальным предметам). Подобную работу могут организовывать отраслевые союзы, ассоциации, а Министерство образования РФ обязано учитывать эти показатели при аттестации ВУЗов.

Третье: так называемое предаттестационное обучение специалистов должны проводить учебные заведения (учебные центры), аккредитованные при отраслевых союзах, ассоциациях.

И наконец последняя реплика этого выступления.

Когда начали подготовку данного круглого стола, проводили опрос руководителей предприятий, директора многих заводов мне говорили: “Ну что пристал, не мучай нас — это же очередной сеанс ППР”.

Строители ППР трактуют так: “Посидели! Поболтали! Разошлись!”

Вопрос: почему директора так говорят? Это очень тревожный симптом, руководители предприятий перестали верить в структуры федеральных органов власти, но ведь это основное звено в развитии промышленности.

Разгадку можно увидить на примере работы нашей Ассоциации: на все наши обращения в структуры федерального Правительства конструктивного ответа ни разу получить не удалось, анекдотичные случаи были. Как-то в Минэкономразвития РФ направили письмо по проблемам, возникшим в Чебоксарах. Примерно через месяц мне звонят из Минэкономики Татарстана: “Как зовут Батдалова? Мы должны ответ написать на ваш запрос по проблемам в Чебоксарах”. “А министерство Татарстана причем?” “Нам из федерального Правительства поручили, будем отвечать”. “Но ведь сути дела не знаете? ” “Что поделаешь, дипломатия, не можем же их послать подальше”.

Но самые милые и примечательные люди — это депутаты Государственной Думы Российской Федерации. За всю историю существования Ассоциации, а это почти семь лет, в Государственную Думу РФ было направлено более 30 писем, но ни одного ответа не получили.

Господа депутаты! На наших заводах работают ваши избиратели, они ждут принятия законов, поддерживающих развитие отечественных товаропроизводителей, в том числе предприятий промышленности строительных материалов.

И помните одну великую истину: в первобытно-общинном строе каста управленцев смогла появиться только тогда, когда человек начал производить продукции (добывать трофеи на охоте) больше, чем потребляла его семья!

Спасибо за внимание!

Проект

Третья редакция, 11.03.2009 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола в Государственной Думе на тему: “Законодательное обеспечение технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов”

Организатор: Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям

Москва, здание Государственной Думы, 17 марта 2009 года

Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, руководителей ведущих организаций и отраслевых ассоциаций промышленности строительных материалов, научных организаций, законодательные и нормативные правовые аспекты технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов, участники “круглого стола” отмечают:

  1. Уровень развития и эффективности промышленности строительных материалов непосредственно определяет возможности для модернизации отечественной промышленности, расширения объемов и увеличения темпов жилищного строительства, снижения издержек по реализации инвестиционных программ субъектов экономической деятельности.

    На сегодняшней день российская промышленность строительных материалов включает 23 подотрасли, объединяющие около 10 тыс. предприятий, из них 2,25 тыс. крупных и средних предприятий, с общей численностью работников около 720 тыс. человек.

    Промышленность строительных материалов является одной из наиболее топливо- и энергоемких (более 20% в структуре затрат), а также грузоемких отраслей народного хозяйства. В общем объеме российских грузоперевозок железнодорожным, автомобильным и водным транспортом перевозки строительных грузов составляют около 25%.

    Промышленность строительных материалов и изделий потребляет более 20 видов минерального сырья и относится к крупнейшим горнодобывающим отраслям экономики России. Объем горных работ в отрасли превышает объем аналогичных работ в черной и цветной металлургии.

    Максимальный удельный вес в общеотраслевом объеме производства составляют следующие подотрасли:

    Исходя из этого, финансово-экономическое положение, возможность повышения эффективности деятельности предприятий промышленности строительных материалов не только непосредственно определяет возможность развития экономики Российской Федерации в целом, но и является особенно значимой для решения проблем обеспечения занятости населения в условиях мирового финансового кризиса.

  2. Текущее состояние промышленности строительных материалов характеризуется следующими данными:

    В 2008 году темпы роста производства в отрасли по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. замедлились, но его динамика большую часть года по основным строительным материалам (например, по строительному стеклу) оставалась положительной.

    При этом, несмотря на возросший спрос на продукцию промышленности строительных материалов, обусловленный увеличением темпов жилищного строительства, развитием экономических мощностей, дополнительные потребности экономики были в целом удовлетворены за счет интенсивного роста объемов продукции строительных материалов.

    В то же время, из-за нарастания кризисных явлений в четвертом квартале 2008 года объемы производства отдельных строительных материалов, по данным Росстата, снизились по сравнению с 2007 годом на 2–4% (известь, бетон и сборный железобетон), на цемент — на 11,6% (в том числе, за счет замещения импортным цементом), производство остальных показало в целом за год положительную динамику.

    Объемы добычи строительных нерудных материалов составили 106%, достигнув уровня 416 млн. куб. м, из которых около 50% приходится на щебень. Производство строительного стекла — 101,7%, в том числе оконного — 83,6%. Сохранился высокий темп роста производства листового термополированного стекла — 106,2%. Производство керамических плиток и плит составило 107,5%, кирпича и черепицы — 103,0%, гипса — 101,2%. Производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий составило 112,7%.

    Цены на нерудные материалы за 2008 год выросли на 14–25%, цемент подешевел за год на 25%, а арматура — почти в два раза.

    В январе 2009 года спад производства строительных материалов резко усилился. По сравнению с январем 2008 года произведено: строительных нерудных материалов — 47,5%; цемента — 55,5%; извести — 57,8%; гипса — 73,4%; изделий из бетона, гипса и цемента — 59,4%; кирпича, черепицы — 58,3%; керамических плиток и плит — 79,3%, строительного стекла — 70,5%; производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий — 81,4%. Исключением на общем фоне является производство листового термополированного стекла, которое выросло до уровня 125,1% к январю 2008 года.

    Таким образом, на современном этапе промышленность строительных материалов с учетом наращенных объемов производства вынуждена снижать достигнутые темпы модернизации и расширения мощностей.

    При этом, несмотря на то, что в настоящее время российский товарный рынок в целом насыщен строительными материалами, ассортимент отечественной продукции, ее качество, условия и себестоимость производства не полностью удовлетворяют потребностям современного строительства. Имеющееся отставание обусловлено, главным образом, низким техническим уровнем предприятий промышленности строительных материалов, износом парка технологического оборудования и в отдельных случаях вызвано необеспеченностью отрасли необходимыми видами качественного сырья и исходных материалов.

  3. Участники “круглого стола” отмечают, что в развитии отдельных подотраслей в последние годы наметились заметные положительные тенденции, обусловленные активной политикой предприятий по повышению эффективности, модернизации производства, которые имеют важное значение для технического перевооружения всей отрасли.

    Так, на ряде предприятий по производству бетона и железобетона введены в эксплуатацию:

    Отдельные машиностроительные предприятия наладили производство современных стационарных и мобильных бетоносмесительных комплексов и бетоносмесителей.

    Возросли объемы применения химических добавок, позволяющих получать экономию цемента и энергетических ресурсов в производстве бетона и железобетона.

    На отдельных заводах крупнопанельного домостроения модернизированы некоторые серии крупнопанельных жилых домов; на заводах ЖБИ разработаны новые каркасные системы зданий и освоены технологии производства изделий и конструкций для них.

    Целесообразно отметить и отдельные примеры практических результатов повышения эффективности промышленности строительных материалов. Так, интерес для реализации во многих районах страны представляют принципы организации проектирования представленного Казанским ЗАО “СГ “Брик” проекта комплексной застройки Новой Вишневки — города-спутника Казани — и предложенные в проекте конструктивные системы зданий и технологии производства изделий и конструкций для них. В соответствии с проектными решениями строительство жилых домов будет осуществляться на основе перспективной каркасной системы, позволяющей достигать снижения расхода металла и бетона в 1,7 и 1,3 раза соответственно и обеспечить снижение себестоимости строительства, резко сократить срок строительства объекта.

    Также положительным примером технологической модернизации является стекольная промышленность. В результате активного участия иностранных инвесторов на ряде крупнейших стекольных заводов внедрена современная технология производства термополированного стекла горизонтальной вытяжки (флоат-процесс).

  4. Тем не менее, несмотря на отдельные положительные тенденции и примеры, по мнению участников “круглого стола”, технический уровень многих предприятий стройматериалов и стройиндустрии отстает от современных требований и от передовой зарубежной практики.

    Степень износа основных фондов в отрасли достигает 54%, причем ежегодное выбытие их составляет около 2%, а ввод в действие новых — около 1%, что приводит к постоянному сокращению производственных возможностей в данном секторе экономики. Наибольшая степень изношенности оборудования (70–80%) достигла на горных предприятиях промышленности строительных материалов.

    Низкими темпами осуществляется перевооружение предприятий по производству цемента, теплоизоляционных, стеновых, кровельных, отделочных материалов и других эффективных изделий и оборудования.

    Для многих заявленных инвестиционных проектов по выпуску ряда видов продукции в связи с высокой капиталоемкостью производственных мощностей, большой продолжительностью их создания, низкой инвестиционной привлекательностью из-за длительных сроков окупаемости не удается привлечь достаточные объемы инвестиционных ресурсов. В частности, следствием мирового финансового кризиса стало сокращение кредитования большого количества инвестиционных проектов реконструкции и техперевооружения предприятий, предусматривающих внедрение новых технологий.

    Резко сократилось создание принципиально новых отечественных технологий, машин и оборудования для производства прогрессивных строительных материалов и добычи сырья. Импорт зарубежного оборудования и технологий по производству строительных материалов недоступен для большинства предприятий отрасли по экономическим соображениям.

    С отставанием ведутся разработка и формирование системы технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, способствующих развитию производства современных безопасных высокоэффективных материалов, изделий и конструкций.

    Наиболее остро эти проблемы стоят по ряду базовых подотраслей, от которых во многом зависит общий уровень промышленности строительных материалов. К ним следует отнести развитие:

  5. В условиях сокращения доступности кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса населения существенным фактором оживления жилищного строительства является сокращение себестоимости, издержек строительства жилья.

    Для этого требуется максимальная индустриализация строительного процесса, снижение до среднемировых показателей цементоемкости и металлоемкости строительной продукции, обеспечение минимальных показателей энергоэффективности отрасли.

    В решении этой задачи важнейшую роль играет модернизация и перевооружение производства бетона и железобетона.

  6. По мнению участников “круглого стола”, обеспечение сохранения и повышения эффективности промышленного производства строительных материалов является необходимым условием сохранения достигнутого потенциала отечественной экономики.

    В этих целях необходимо обеспечить решение целого ряда проблем, ограничивающих возможности развития промышленности строительных материалов, повышения ее ресурсоэффективности и качества продукции.

    К числу факторов, ограничивающих возможности увеличения объемов производства, повышения качества и снижения стоимости строительных материалов, являются ресурсные ограничения, важнейшими из которых следует считать следующие:

  7. Образовательный, научный и производственный комплекс отрасли не обеспечивает ее необходимого инновационного развития. Недостаточно развита база научных исследований и опытно-промышленных испытаний перспективных разработок и производства исследовательского и испытательного оборудования и приборов. Недостаточно развита законодательная и нормативная правовая база по стимулированию разработки и освоения производства наукоемкой высококачественной продукции, повышение производительности труда, рациональному использованию местного сырья и отходов промышленности, снижению расхода сырья и энергии.

    В промышленно развитых странах в нарастающих объемах производятся ресурсо- и энергосберегающие самоуплотняющиеся высокопрочные бетоны, по прочности близкие к стали. В отечественных проектах зданий и сооружений предусматривается применение изделий и конструкций и бетона средних марок, на выпуск которых ориентирована отечественная подотрасль бетона и железобетона. Недостаточен уровень отечественных разработок и производства металлосберегающих фибробетонов.

    В недостаточном масштабе ведутся разработки и внедрение компьютеризованных систем в технологии производства бетона и железобетона, получивших широкое применение в развитых странах и обеспечивающих резкое повышение производительности труда, качества продукции и экономию сырьевых и энергетических затрат.

    С целью стимулирования инновационной и инвестиционной активности, проведения научных исследований и мониторинга в данных сферах следует обеспечить государственное финансирование на конкурсной основе инновационных научно-исследовательских работ по основным направлениям научно-технической политики в строительном комплексе с привлечением к финансированию саморегулируемых организаций и предприятий строительного комплекса и промышленности строительных материалов.

  8. Энергосбережение еще не стало приоритетным элементом модернизации отрасли строительных материалов, хотя отрасль является одной из самых энергоемких. Российский цемент, в основном, производится по высокозатратным устаревшим технологиям. В себестоимости российского цемента затраты на топливо и электроэнергию составляют 40%, а на отдельных предприятиях — до 60 %. На выпуск тонны цемента расходуется примерно в полтора раза больше энергии, чем в развитых странах.

    Опыт стран с развитой экономикой подтверждает, что, когда государство стимулирует внедрение энергоэффективных технологий, процесс внедрения идет гораздо быстрее. Для государства прямая выгода — сохранение невозобновляемых источников энергии, однако до сих пор стимулы в этом направлении государством не выработаны.

  9. Амортизационная политика пока не обеспечивает решение проблем обновления активной части основных производственных фондов отрасли. Требуется разработка и законодательное закрепление особых методов амортизации (ускоренной; в объеме, превышающем восстановительную стоимость и др.) имущества, предназначенного для технического перевооружения предприятий отрасли.
  10. Задача технического перевооружения и модернизации отрасли наталкивается на проблему подготовки профессиональных кадров, значительная часть которых утрачена в 1990-е годы. Требуется разработка и реализации федеральной целевой программы по развитию профессионального образования всех уровней для нужд российской промышленности, в том числе промышленности строительных материалов.
  11. Решение в кратчайшие сроки проблем обновления парка технологического оборудования предприятий отрасли может быть достигнуто при оптимальном сочетании импорта и закупок продукции отечественного машиностроения. Необходимо снижать ставки ввозных таможенных пошлин в отношении определенных видов технологического оборудования, сырьевых компонентов и запасных частей.

    В последние годы Правительство Российской Федерации приняло ряд решений по снижению ставок или полному освобождению от таможенных пошлин технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Тем не менее, осуществление технологической модернизации отрасли исключительно за счет импорта оборудования невозможно из-за необходимости поддержания необходимого уровня технологической независимости страны.

  12. Нормативно-технический уровень отрасли нуждается в совершенствовании. Многие виды продукция выпускается по стандартам, не гармонизированным с международными требованиями, низок уровень унификации. Переход на использование международных стандартов и гармонизированных национальных стандартов потребует вложения существенных инвестиций на модернизацию производства и внедрения систем менеджмента качества. Начатая в 2003 году реформа технического регулирования положительных результатов до настоящего времени не дала, напротив, сегодня фактически консервирует технологическое отставание.

    В целях создания системы технического регулирования как важнейшего элемента нормативной базы перевооружения отраслей машиностроения в соответствии с Федеральным законом N184-ФЗ “О техническом регулировании” и программой разработки проектов технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 г. N1421-р (с последующими изменениями), необходимо:

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание задачи технологической модернизации, поставленные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, участники “круглого стола” в целях создания законодательной и нормативной правовой базы технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов рекомендуют:

  1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
    1. Обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов “Технический регламент “О безопасности зданий, строений, сооружений”” и “Технический регламент “О безопасности строительных материалов, изделий, конструкций”” с учетом необходимости закрепления в нормах законов однозначно определенных требований безопасности, позволяющих экспертным и надзорным органам обеспечить экспертизу проектной документации и надзор за соблюдением требований технических регламентов, в том числе в отношении используемых строительных материалов.
    2. Рассмотреть возможность подготовки изменении в Федеральный закон “О техническом регулировании”, обеспечивающие возможность при установлении в технических регламентах обязательных требований к объектам технического регулирования использовать ссылки на национальные стандарты и своды правил, а также дополняющие цели принятия технических регламентов показателем энергоэффективности.
    3. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N889 &ldquoО некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики” в 2009 году обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов N111730-5 “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности” и N111741-5 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики”.

      При доработке указанных законопроектов ко второму чтению предусмотреть внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления мер налогового стимулирования энергоэффективности и энергосбережения, в частности, предоставить организациям, участвующим своими или заемными средствами в модернизации своих производств и внедрении энергосберегающих технологий, отвечающих требованиям национальных или международных стандартов, право на налоговые вычеты из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в размере части сумм, затраченных на повышение энергоэффективности своих производств.

      При доработке законопроектов исходить из того, что контроль энергопотребления и энергосберегающих характеристик технологических процессов и технологического оборудования, а также контроль за соблюдением установленных нормативов должен быть основан на измерении фактического энергопотребления, а не на сомнительных коэффициентах энергоэффективности, определение которых пользователем и контроль которых могут являться почвой для коррупции.

    4. При совершенствовании законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы энергосбережения, учесть вопросы, связанные с использованием наиболее эффективного опыта зарубежных стран, в части реализации следующих мер:
      • реализация четких схем возврата средств, потраченных на энергосбережение, за счет достигнутой экономии;
      • применение инвестиционной составляющей в тарифах для создания фондов кредитования и субсидирования или для возврата вложенных средств;
      • использование гибкой системы тарифов, позволяющей получать выгоду от энергосбережения, как поставщику, так и потребителю.
  2. Правительству Российской Федерации:
    1. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий режимы ускоренной амортизации.
    2. Ускорить доработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о совершенствовании процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
    3. Разработать меры по стимулированию системы коммерческого лизинга технологического оборудования для перевооружения отраслей промышленности строительных материалов, обеспечивающие благоприятные условия для частных капиталовложений в отраслевые коммерческие лизинговые организации.
    4. Ускорить работу по созданию и оптимизации схем территориального планирования и их координации с планами социально-экономического развития, генеральными планами застройки городов и населенных пунктов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований с целью расширения возможностей инвесторов по прогнозированию объемов строительства, потребности в строительных материалах.
    5. Разработать законопроекты для последующего внесения в Государственную Думу и проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, обеспечивающие реализацию следующих мер для поддержки развития производства основных строительных материалов, обеспечивающих:
      • защиту интересов предприятий во взаимоотношениях с естественными и локальными монополиями (ГАЗПРОМ, РЖД, электрогенерирующими компаниями) в части обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и подвижным составом, оптимизации процедуры прохождения согласований на получение технических условий на электро- и газоснабжение, создание подъездных железнодорожных путей и подключение к объектам коммунальной инфраструктуры при создании новых производственных мощностей;
      • введение временного моратория на применение естественными монополиями штрафных санкций за недобор поставляемых мощностей или ресурсов, обусловленный объективными финансово-экономическими условиями;
      • установление предельных максимальных уровней цен на электрическую энергию (мощность) в свободном секторе рынка (в соответствии со статьей 23 Федерального закона “Об электроэнергетике”);
      • ограничение темпов роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;
      • обеспечение своевременного и оперативного выставления на аукционы по продаже прав на разработку нераспределенных месторождений полезных ископаемых, используемых в промышленности строительных материалов;
      • обеспечение наращивания объемов геологоразведочных работ по поиску новых месторождений полезных ископаемых, необходимых для производства строительных материалов;
      • повышение эффективности деятельности Федеральной антимонопольной службы по регулированию на строительных рынках и рынках основных строительных материалов;
      • стимулирование вовлечения в производство строительных материалов отходов и попутных продуктов других отраслей промышленности, в том числе путем установление обязательного использования отдельных категорий указанных отходов для их применения в указанной отрасли промышленности;
    6. Рассмотреть возможность применения дополнительных финансовых механизмов адресной поддержки предприятий промышленности строительных материалов, в том числе в виде:
      • предоставления гарантий по кредитам, привлекаемым для реализации приоритетных проектов модернизации и развития производства базовых строительных материалов и изделий;
      • субсидирования процентных платежей за пользование кредитов, привлекаемым предприятиями промышленности строительных материалов на мероприятия по повышению энергоэффективности, снижению негативного воздействия на экологические показатели и технологическое перевооружение;
      • активизации и приоритетности использования механизма частно-государственного партнерства в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации по инвестиционным проектам промышленности строительных материалов, в том числе региональным.
    7. Разработать комплекс мер, направленный на совершенствование системы технического регулирования, стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, в части установления преференций для продукции, производимой с использованием передовых технологий.
    8. При реализации мероприятий, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса, предусмотреть реализацию дополнительных мер в части совершенствования системы непрерывного образования для кадрового обеспечения строительного комплекса, укрепления профессионального образования в строительстве и привлечения бизнес-сообщества к подготовке кадров, в том числе в части:
      • разработки и реализации государственных программ массового повышения квалификации инженерно-технических работников металлургических предприятий с учетом передового опыта зарубежных стран;
      • восстановления национальной системы профессионально-технического образования, обеспечивающей подготовку рабочих и квалифицированных кадров для промышленности строительных материалов.
    9. Обеспечить введение ценовых и иных преференций для отечественных предприятий, производящих строительные материалы с целью поддержки отрасли в условиях мирового финансового кризиса.
  3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
    1. Обеспечить введение налоговых преференций для предприятий промышленности строительных материалов, использующих новейшие научно-технические достижения в области производства строительных материалов, в том числе ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе в форме частичного или полного освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
    2. Разработать целевые программы повышения ресурсоэффективности строительства, в том числе жилищного фонда, с использованием механизмов преференций для предприятий, использующих наиболее эффективные строительные материалы и технологии.
    3. Оказать содействие в ускоренной разработке и промышленной эксплуатации месторождений общераспространенных полезных ископаемых и обеспечении их необходимой транспортной инфраструктурой.

Председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям М.Л.Шаккум

Замечания к рекомендациям “круглого стола” в Государственной Думе на тему: “Законодательное обеспечение технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов”

Москва, здание Государственной Думы, 17 марта 2009 года

В рекомендациях учтено большое количество предложений руководителей предприятий стройиндустрии, вместе с тем необходимо отметить они содержат много общих формулировок, благих пожеланий, мало конкретных привязок.

Очень много веков назад великий Архимед сказал: “Дайте мне точку опоры, и я переверну землю!”

В пункте 3.1. рекомендаций предлагается субъектам Российской Федерации обеспечить введение налоговых преференций для предприятий промышленности строительных материалов, использующих новейшие научно-технические достижения в области производства строительных материалов.

Многие субъекты федерации давно приняли законы о государственной поддержке предприятий осуществляющих инновационные проекты в части реконструкции и техперевооружения.

Заводские специалисты этот закон называют “Документ дай взятку!”. Там такое нагорожено, легче 5 заводов построить, чем согласовать господдержку.

Производственникам нужны решения с четко определенными параметрами — с точкой опоры, подсказанной Архимедом.

Когда мы говорим о тарифах монополистов, Архимедовой точкой опоры должен стать коэффициент инфляции, говорим о достижениях науки и техники, точка опоры — патент, признанный во всем мире параметр новизны, если говорим об оценке работы чиновников, предлагается простая народная мудрость “Как потопаешь, так и полопаешь!” — сколько произведете продукции, то и будете кушать.

В рекомендациях упущен вопрос регулирования кредитной системы страны. Создается впечатление, что Правительству и Государственной Думе РФ очень по душе бардак с коммерческими банками.

Но есть одно большое “НО”!

Если в ближайшие месяцы не будут выработаны механизмы регулирования безобразия в кредитной системе страны, промышленность в России перестанет существовать.

Спасибо!

Ко всем новостям