Об Ассоциации Руководство Ассоциации Члены Ассоциации Программы Объекты Контакты

10 июля 2007 года делегация Ассоциации во главе с Президентом приняла участие в работе заседания рабочей группы общественных экспертов Приволжского Федерального округа по приоритетному национальному проекту “Доступное и комфортное жилье гражданам России”. На заседании рабочей группы Президент Ассоциации Батдалов Ю.Р. выступил с докладом “Роль стройиндустрии в национальном проекте “Доступное и комфортное жилье гражданам России” (тезисы доклада см. ниже).

Эксперты изучили проект застройки города-спутника Казани “Новая Вишневка”, представленный ЗАО “СГ “Брик” и приняли решение о том, что проект необходимо рекомендовать к осуществлению в рамках национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России”, о том что проект и каркасную систему “Казань-1000” необходимо распространить в других регионах ФО.

Тезисы доклада

Национальный проект “Доступное и комфортное жилье гражданам России” ставит задачу многократного увеличения объемов строительства жилья. В послании Президента России Федеральному собранию была названа цифра один кв.м. жилья на одного жителя России — это значит, нужно строить почти в пять раз больше, чем в 2006 году.

Под пристальным вниманием общественности и власти вопросы обеспечения строек земельными участками и финансами, а вот вопросы производства стройматериалов пока остаются в тени. Конечно, в истории России были герои, строившие деревни без стройматериалов, но думаю, лавры князя Потемкина нам не нужны.

Особое место в вопросах обеспечения строек занимает цемент — хлеб любой стройки. Летом 2006 года при увеличении объемов строительства всего на 15–20% начались перебои в снабжении заводов ЖБИ цементом. Летом 2007 года заводы находятся на голодном пайке, цены растут в разы, а цемента не хватает.

Для ослабления давления дефицита цемента на стройиндустрию предлагаются следующие мероприятия:

  1. Солидная финансовая поддержка со стороны государства предприятиям, осваивающим цементосберегающие технологии и проекты.
  2. Наука предлагает технологию производства цемента на основе расплавотермического обжига клинкера, которая предусматривает сокращение удельных затрат на получение одной тонны цемента почти в два раза, решение многих экологических проблем при улучшении качества продукции. Такая технология особо важна для cубъектов Волго-Камского региона, где запасы сырья для производства цемента разбросаны по мелким месторождениям. Учитывая небольшой срок строительства таких установок и малые финансовые затраты, положительную реакцию на рынок цемента можно получить уже к следующему летнему сезону.
  3. Цемент, как мясо — продукт скоропортящийся, при длительном хранении он слеживается и теряет активность. Этот фактор является одной из главных причин сезонности загрузки как цементных заводов, так и заводов ЖБИ. Зимой загрузки малы, летом запредельные. Снизить эту диспропорцию могла бы система сезонного кредитования производителей ЖБИ, аналогично существующей системе кредитования производителей сельхозпродукции. Беспроцентные кредиты на зимний период для создания товарного запаса ЖБИ, пользующихся спросом летом (бордюры, дорожные плиты, тротуарные плиты и т.д.) позволит сгладить пиковые нагрузки на производителей ЖБИ и цемента.

На вопрос “Способна ли сегодня индустрия стройматериалов обеспечить выполнение задач, поставленных национальным проектом “Доступное и комфортное жилье гражданам России”?”, наверное, никто не сможет дать ответ.

Для укрупненного расчета потребности в стройматериалах можно принять 1 тонну цемента или 1 куб.м. бетона и ЖБИ для обеспечения строительства 1 кв.м. жилья.

Для планирования этапов развития национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России” необходимо получить точную информацию о состоянии предприятий стройиндустрии, необходимо провести серьезный и критический анализ, как это было сделано в Республике Татарстан. По результатам такого анализа нужно наметить конкретные мероприятия, направленные на улучшение финансово-экономического состояния, технологической оснащенности предприятий. Выполнение предложенных мероприятий позволит обеспечить строительство качественного жилья при выполнении национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России”.

19 июня 2003 года собрание руководителей предприятий-членов Ассоциации поставило перед Министерством Строительства, Архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан вопрос о разработке баланса потребности и производства бетона и ЖБИ с прогнозом на 10 лет.

В первой половине 2005 года министерство РТ организовало разработку “Программы развития строительного комплекса РТ до 2010 и 2020 года”. В программе выполнен анализ состояния строительного комплекса Республики Татарстан:

К сожалению, наше предложение другим субъектам региона (Республики Удмуртия, Чувашия, Мари Эл) разработать аналогичные программы не получило понимания. По этой причине мне придется оперировать аргументами и цифрами Республики Татарстан.

Проведенный анализ в рамках разработанной программы показал, что более 40% строительных материалов завозится из-за пределов Республики Татарстан, аналогичная картина и в других субъектах Волго-Камского региона.

Высококачественные отделочные материалы (облицовочная плитка, обои и т.д.), элементы современных систем отопления, сантехника в основном завозится из стран дальнего зарубежья (Испания, Италия, Германия и т.д.). Иногда эти изделия производятся из российского сырья.

Результаты анализа приводят к нескольким неутешительным выводам:

Первое: Если суммарная проектная мощность предприятий-производителей бетона и железобетона, расположенных на территории Республики Татарстан составляет 5700 тыс. куб.м. в год, а годовая потребность в их продукции — 1700–1900 тыс. куб.м., в перспективе — до 2500 тыс. куб.м. не гарантирует их устойчивого финансового положения, значит некоторые предприятия обречены на банкротство.

Второе: Объемов выпускаемых изделий для строительства современного жилья недостаточно, так как основные мощности созданы для производства ЖБИ в 60 70-е годы прошлого столетия и предназначены для комплектации объектов промышленного строительства. В настоящее время многие предприятия создают проекты строительства жилья с использованием элементов и технологий, предназначенных для возведения промышленных объектов. Такое жилье комфортным назвать невозможно.

Третье: Заявленная проектная мощность не отражает действительных возможностей заводов. Так завод КПД-240 при заявленной проектной мощности 240 тыс. кв.м. жилья в год с трудом комплектует 80–90 тыс. кв.м., а Альметьевский завод КПД при заявленной проектной мощности 150 тыс. кв.м. жилья в год не может выпустить больше 20–30 тыс. кв.м.

Четвертое: Износ технологического и вспомогательного оборудования на заводах ЖБИ достигает 85%, работа на таком оборудовании просто опасна для здоровья работающего персонала. Только один завод ЗАО “Кулонстрой” в Волго-Камском регионе оснащен относительно современным оборудованием, которое позволяет выпускать современную, высококачественную продукцию, создавать безопасные и комфортные условия труда.

Пятое: На заводах ЖБИ очень низок уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что, соответственно, делает труд на заводах малопривлекательным и низкооплачиваемым, а существующие системы дозирования сырья не гарантирует получение качественной продукции.

На базе такой технологической оснащенности предприятий стройиндустрии очень сложно осуществлять современные проектные решения по строительству.

Особо хочется отметить очень болезненный для производителей ЖБИ вопрос энергообеспечения. На некоторых старых заводах энергозатраты доходят до 19% себестоимости выпускаемой продукции. При такой ситуации мы с придыханием изучаем информацию о современных газотурбинных и газопоршневых установках, которые позволяют снизить стоимость тепловой и электрической энергии в 3 раза.

Для внедрения в производство достижений науки, призванных улучшить жизнь на рынке стройматериалов необходимо разработать специальные механизмы государственного регулирования — поощрения.

Специалисты заводов Ассоциации считают, что для ускорения процесса обновления оборудования, освоения новых технологий, государство должно выработать механизмы кнута и пряника. Пряник — это различные льготы, субсидии, механизмы финансовой поддержки со стороны государства предприятий, а кнут — это драконовские налоги, возрастающие параллельно износу оборудования и старения технологий.

В качестве пряника можно предложить такую льготу по налогам:

Предприятие, освоившее патентованную технологию, освобождается от налога на прибыль, полученную в результате реализации продукции произведенной по этой технологии, на пять лет со дня регистрации патента.

Кнутом может служить налог на имущество, который должен кратно возрастать по мере износа оборудования. После первых 10 лет эксплуатации оборудования ставка налога увеличивается в три раза, далее каждые пять лет удваивается.

Вообще на заводах не должно работать изношенное оборудование старше 15 лет. А модные в последние годы механизмы так называемой аттестации изношенного оборудования и выдачи сертификата равносильны выдаче справки пенсионеру, что ему всего 16 лет.

Механизмы кнута и пряника необходимо выработать и в отношении наших партнеров-коммерческих банков, они должны быть заинтересованы в кредитовании предприятий, осуществляющих инновационные проекты, а пока это не так. Завод ячеистых бетонов из г. Набережные Челны уже 2 года пляшет лезгинку вокруг Сбербанка, а обновление оборудования и освоение новой технологии двигается со скрипом.

Банкиры из Праги предлагают дешевые кредиты в пределах 5–6% годовых, если поставщиками оборудования будут чешские товаропроизводители. Это делается по простой причине, Правительство Чешской Республики создало необходимые для этого условия. У нас тоже в некоторых регионах обозначают такие действия.

Ко всем новостям