Об Ассоциации Руководство Ассоциации Члены Ассоциации Программы Объекты Контакты

18 мая 2007 года делегация Ассоциации приняла участие в работе Специализированной конференции “Актуальные вопросы строительного комплекса и ЖКХ России: Реальность и Перспективы”, которая работала в Президент-отеле, г. Москва. На пленарном заседании конференции Президент Ассоциации Батдалов Ю.Р. выступил с докладом на тему: “Роль стройиндустрии в национальном проекте “Доступное и комфортное жилье гражданам России”. (тезисы доклада см. ниже).

На конференции работал стенд ЗАО “СГ “Брик”, представляющий проект застройки города-спутника Казани “Новая Вишневка” и каркасную систему “Казань-1000”. На заседании круглого стола “Роль государства и бизнеса в развитии строительного комплекса” генеральный директор ЗАО “СГ “Брик” выступил с докладом о проекте застройки города спутника Казани “Новая Вишневка” и представил каркасную систему для строительства сборно-каркасных домов “Казань-1000”.

Участники круглого стола высоко оценили представленный проект, особенно отметив преимущества каркасной системы “Казань-1000” перед зарубежными аналогами.

Роль стройиндустрии при выполнении приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России”

Тезисы выступления на конференции 18.05.2007

Докладчик: Батдалов Ю.Р.

Решение о создании нашей Ассоциации было принято в 2001 году по инициативе руководителей заводов, производящих ЖБИ, расположенных в нефтяных районах Республики Татарстан, позднее выразили пожелание присоединиться некоторые заводы, расположенные на территории Республик Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Мари Эл, Ульяновской области.

Предприятия-члены нашей Ассоциации поставляют железобетонные изделия на объекты, возводимые в рамках национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России”, а также строят такие объекты силами своих подразделений.

Национальный проект “Доступное и комфортное жилье гражданам России” ставит задачу многократного увеличения объемов строительства жилья. В послании Президента России Федеральному собранию была названа цифра один кв.м. жилья на одного жителя России — это значит, нужно строить почти в пять раз больше.

Процесс строительства жилья можно условно разделить на 5 блоков проблем:

  1. Обеспечение земельными участками.
  2. Получение технических условий и принятие проектных решений.
  3. Обеспечение строительными материалами.
  4. Обеспечение финансирования.
  5. Кадровое обеспечение.

19 января на заседании Президиума Госсовета руководитель одного из регионов доложил Президенту России: “В 2006 году наша республика построила жилья больше, чем в рекордном 1989 году, в пересчете на душу населения больше чем Республика Татарстан и г. Москва". Минут через сорок после трансляции по телевизору этого эпизода, мне позвонил директор одного из заводов и произнес следующие слова: “Ты видел? Интересно из чего построено это жилье, в республике в 2006 году стройматериалов произвели 32% от уровня 1989 года”.

Проблема обеспечения строек земельными участками постоянно в поле зрения общественности и власти, а вот вопросы производства стройматериалов остаются в тени.

На вопрос “Способна ли сегодня индустрия стройматериалов обеспечить выполнение задач, поставленных национальным проектом “Доступное и комфортное жилье гражданам России”?”, наверное, никто не сможет дать ответ. Летом 2006 года при увеличении объемов строительства жилья всего на 15–20% начались перебои в снабжении заводов ЖБИ цементом.

Для планирования этапов развития национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России” необходимо получить точную информацию о состоянии предприятий стройиндустрии, необходимо провести серьезный и критический анализ. Проведение такого анализа, по результатам, которой будут намечены конкретные мероприятия, направленные на улучшение финансово-экономического состояния, технологической оснащенности предприятий. Выполнение предложенных мероприятий позволит обеспечить строительство качественного жилья при выполнении национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России”.

19 июня 2003 года собрание руководителей предприятий-членов Ассоциации поставило перед Министерством Строительства, Архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан вопрос о разработке баланса потребности и производства бетона и ЖБИ с прогнозом на 10 лет.

В первой половине 2005 года министерство организовало разработку “Программы развития строительного комплекса РТ до 2010 и 2020 года”

В программе выполнен анализ состояния строительного комплекса Республики Татарстан:

К сожалению, наше предложение другим субъектам региона (Республики Удмуртия, Чувашия, Мари Эл) разработать аналогичные программы не получило понимания.

Проведенный анализ в рамках разработанной программы показал, что более 40% строительных материалов завозится из-за пределов Республики Татарстан, аналогичная картина и в других субъектах Волго-Камского региона.

Высококачественные отделочные материалы (облицовочная плитка, обои и т.д.), элементы современных систем отопления, сантехника, в основном, завозятся из стран дальнего зарубежья (Испания, Италия, Германия и т.д.). Иногда эти изделия производятся из российского сырья.

Результаты анализа, приводят к нескольким неутешительным выводам:

Первое: Если суммарная проектная мощность предприятий производителей бетона и железобетона, расположенных на территории Республики Татарстан, составляет 5700 тыс. куб.м. в год, а годовая потребность в их продукции — 1700–1900 тыс. куб.м., в перспективе до 2500 тыс. куб.м. не гарантирует их устойчивого финансового положения, значит некоторые предприятия обречены на банкротство.

Второе: Объемов выпускаемых изделий для строительства современного жилья недостаточно, так как основные мощности созданы для производства ЖБИ в 60–70-е годы прошлого столетия и предназначены для комплектации объектов промышленного строительства. В настоящее время многие предприятия создают проекты строительства жилья с использованием элементов и технологий, предназначенных для возведения промышленных объектов. Такое жилье комфортным назвать невозможно.

Третье: Износ технологического и вспомогательного оборудования на заводах ЖБИ достигает 85%, работа на таком оборудовании просто опасна для здоровья работающего персонала. Только один завод ЗАО “Кулонстрой” в Волго-Камском регионе оснащен относительно современным оборудованием, которое позволяет выпускать современную, высококачественную продукцию, создавать безопасные и комфортные условия труда.

Четвертое: На заводах ЖБИ очень низок уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что, соответственно, делает труд на заводах малопривлекательным и низкооплачиваемым, а существующие системы дозирования сырья не гарантирует получение качественной продукции.

На базе такой технологической оснащенности предприятий стройиндустрии очень сложно осуществлять современные проектные решения по строительству жилья. Возникает вопрос: “А предприятия стройиндустрии в принципе способны предложить современные технологические и проектные решения, есть ли какой-то задел?” Отвечаю: “Да, могут!” Назову несколько.

Сегодня здесь на стенде ЗАО “СГ “БРИК” представлен проект строительства города спутника Казани “Новая Вишневка” для проживания населения численностью 78 тысяч человек. Согласно принятым в проекте решениям, строительство жилых домов будет осуществляться на основе перспективной каркасной системы “Казань-1000”, которая является авторской (патентованной) разработкой ЗАО “СГ “БРИК”.

Каркасная система позволяет обеспечить строительство жилья современного уровня с высокими потребительскими качествами, широкой возможностью модернизации и перепланировки помещений при эксплуатации с минимальными затратами. Положительный экономический эффект при использовании предлагаемой конструкции для строительства зданий достигается за счет снижения расхода металла в 1,7 раза и расхода бетона в 1,3 раза и обеспечить снижение себестоимости строительства до 29,8%, резко сокращается срок строительства объекта. В зале присутствует, один из авторов представленного проекта и каркасной системы, генеральный директор предприятия Гаранин Валерий Николаевич, который готов дать разъяснения по представленному проекту и подробно ответить на все вопросы заинтересованных лиц.

Для малоэтажного строительства можно предложить технологию фирмы “Элстар-Индустрия” из г. Оренбург, которая позволяет получать легкие и прочные бетоны, плотностью 600–650 кг на куб.м., на основе местных целлюлозосодержащих материалов (отходов сельхозпроизводства).

Технология лаборатории “Сарториус” из г. Нижний Новгород позволяет получать тяжелые бетоны с уникальными показателями:

Эти характеристики очень важны для наших климатических условий.

Технология производства цемента на основе расплавотермического обжига клинкера предусматривает сокращение удельных затрат на получение одной тонны цемента почти в два раза, решение многих экологических проблем при улучшении качества продукции.

Особо хочется отметить очень болезненный для производителей ЖБИ вопрос энергообеспечения. На некоторых старых заводах энергозатраты доходят до 19% себестоимости выпускаемой продукции. При такой ситуации мы с придыханием изучаем информацию о современных газотурбинных и газопоршневых установках, которые позволяют снизить стоимость тепловой и электрической энергии в 3 раза. Эти установки интересны и желанны не только для заводов ЖБИ.

В Российской Федерации сегодня действует примерно 187 тысяч различных ведомственных котельных. Если в течении 10 лет провести реконструкцию 30% этих котельных и установить на них ГТУ, Россия получит дополнительно к обещанной А. Чубайсом 21 тысяче мегаватт генерирующих мощностей ещё 800 тысяч мегаватт. При этом расход газа практически не увеличится, а наши заводы и жители городов получат дешевую тепловую и электрическую энергию.

Можно перечислять много других наработок, призванных улучшить жизнь на рынке стройматериалов, но этого мало, их нужно внедрять в производство, а для этого необходимо разработать специальные механизмы государственного регулирования — поощрения, не управления, а регулирования.

Специалисты заводов Ассоциации считают, что для ускорения процесса обновления оборудования, освоения новых технологий государство должно выработать механизмы кнута и пряника. Пряник — это различные льготы, субсидии, механизмы финансовой поддержки предприятий со стороны государства, а кнут — это драконовские налоги, возрастающие параллельно износу оборудования и старения технологий.

Вообще на заводах не должно работать изношенное оборудование старше 15 лет. А модные в последние годы механизмы так называемой аттестации изношенного оборудования и выдачи сертификата равносильны выдаче справки, что мне сегодня всего 16 лет.

Механизмы кнута и пряника необходимо выработать и в отношении наших партнеров-коммерческих банков, они должны быть заинтересованы в кредитовании предприятий, осуществляющих инновационные проекты, а пока это не так. Завод ячеистых бетонов из г. Набережные Челны уже 2 года пляшет лезгинку вокруг Сбербанка, а обновление оборудования и освоение новой технологии двигается со скрипом.

В вопросе финансового обеспечения строительства доступного жилья, как правило, дискутируется механизм кредитования населения, а роль банков в повышении себестоимости самого процесса строительства остается в тени. По некоторым оценкам эта роль составляет от 100 до 500%.

Особое значение для предприятий стройиндустрии имеет кадровая проблема. Нередко на ответственных должностях работают люди не имеющие специального образования, ведущие специалисты заводов прошли обучение на курсах повышения квалификации во времена СССР. Причиной тому низкий уровень преподавания на вышеназванных курсах, читаются лекции, составленные лет 30–35 назад. Это не удовлетворяет руководителей и собственников предприятий, которые считают такое обучение пустой тратой времени и денег.

Серьезный вред наносит процессу подготовки специалистов отрыв вузовской науки и учебного процесса от производства. На процесс обучения специалистов не может влиять основной потребитель продукции ВУЗов, производственник, он же налогоплательщик.

К сожалению, на предложение собрания руководителей предприятий, организовать взаимодействие при организации процесса подготовки и повышения квалификации специалистов, и дополнительного финансирования этого процесса, ответа со стороны руководителей ВУЗов (КГАСУ) получить не удалось.

Сомнительным является с позиции оценки качество подготовки специалистов широко распространенная практика ВУЗов назначать ответственными за подготовку учебных лекционных курсов, ответственными за разработку методологии обучения (заведующих кафедрами) непрофильных специалистов. Это стало широко распространенной практикой, приведу только один пример: заведующим кафедрой технологии строительных материалов и конструкций (бетоны и керамика) в КГАСУ, назначен специалист (ученый) по эпоксидным смолам. Подобная практика не способствует подготовке квалифицированных специалистов для заводов, тем самым сдерживает развитие строительной отрасли, но ещё больший вред наносит самому ВУЗу, тормозит рост молодых ученых.

Серьезно мешают работе и развитию предприятий так называемые учебные центры при инспектирующих органах, фактически являющиеся механизмом пополнения доходов (получения приработка) руководителей подразделений инспектирующих органов.

И наконец два слова о техническом регулировании.

По этой проблеме дискутируют везде, проводят круглые столы, конференции, семинары, заседания и т.д., сегодня у нас тоже будет круглый стол. На всех этих форумах, как правило обсуждают вопросы: “Кто разработал закон, а кто будет разрабатывать регламенты?”, “Кто финансировал процесс разработки, американцы, китайцы, японцы, европейцы?” и т.д.

Мне кажется на проведение этих дискуссий потрачено средств в тысячи раз больше, чем было потрачено на разработку закона и еще понадобится на разработку регламентов.

Я выскажу всего два положения, для дискуссии:

  1. Есть позиция, что регламенты нужно принимать и корректировать по нескольку раз в году.

    Если четко выполнять требования всех законов РФ в области организации строительства, то на согласование проектных решений и получение разрешения на строительство объекта необходимо затратить 430 суток, это минимальный срок. (По этой причине в Москве гуляет поговорка “Сначала сдаем дом Госкомиссии, а после получаем разрешение на строительство”.)

    Если мы хотя бы один раз в году будем вносить изменения в любой из строительных регламентов, то процесс согласования никогда не закончится. Мы не построим не только доступного жилья, не сможем построить вообще никакого.

  2. Упорно отстаивается необходимость обязательного отраслевого нормотворчества.

    Есть Постановление Госстроя России об обязательной сертификации строительных конструкций и изделий (Это нормативный отраслевой документ, своего рода регламент). Согласно этому Постановлению, подлежат обязательной сертификации оконные и дверные блоки, стеклопакеты, утеплители оконных и дверных проемов и т.д. До выхода этого Постановления, если в оконную щель поддувало, баба Маша брала кусок старого рваного одеяла и затыкала щель. По названному Постановлению баба Маша, прежде чем затыкать оконную щель, обязана взять кусок старого одеяла, отнести в сертификационный центр, заплатить денежки, после этого может утеплять дом.

    А вот знаменитая колонна аквапарка. Другие ответственные конструкции сертификации не подлежат, там гарантии качества не должно быть.

    Позиция заводских специалистов такая: регламенты должны действовать максимально долго без изменений и нельзя допустить такого положения, что каждый чиновник будет сочинять свой регламент (обязательный нормативный документ). Регламенты должны быть законом.

Ко всем новостям